Отчет о проводимой работе по профориентации учащихся

МБОУ « Майртупская  СШ №3»

 

Отчет о проводимой работе по  профориентации учащихся  

МБОУ « Майртупская  СШ №3»

 

Отчет о проводимой работе по  профориентации учащихся    

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи. В связи с вышеизложенным, задачами профориентационной работы в школе являются:

1. Оказание  помощи школьникам в решении профессионального самоопределения;

2. Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора  профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.

Основными направлениями работы с учащимися и их родителями в нашей школе являются:

 

1. Информирование учащихся о профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства, пропаганда востребованных на рынке труда профессий;

2. Изучение с привлечением специалистов и с использованием современных методов и средств диагностики профессионально важных качеств школьников;

3. Коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога, консультации         учащихся  по вопросам выбора профессии;

4. Организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с профессиями и организацией труда;

5. Организация встреч с представителями учебных заведений;

6. Организация совместных мероприятий с вузами и колледжами, с которыми заключен договор о сотрудничестве;

7. Посещения дней открытых дверей учебных заведений;

8. Работа с родителями включает в себя выступления представителей вузов/колледжей,

педагога-психолога, классных руководителей. Отчет о выполнении плана работы по профориентации

1. Организационно-педагогическая работа

а) разработка системы работы школы по профориентации учащихся;

б) информирование учащихся о системе среднего и высшего профобразования;

в) организация посещений вузов и колледжей;

г) организация встреч учащихся  с представителями вузов и колледжей;

10-11 классы с представителями:

 Чеченский государственный  педагогический университет: рассказ о факультетах вуза.

8-9 классы с представителями:

Технологического колледжа  : выступление «Обучение в колледже: система колледж-вуз

2. Научно-методическая работа

Подготовка и организация занятий с учащимися школы педагога-психолога

3. Информационное обеспечение учащихся

а) консультирование учащихся по результатам профориентационных  диагностик;

б)  индивидуальные беседы с «трудными» подростками  . 4. Психолого-педагогическая поддержка

Цель диагностики

Кто проводит диагностику

С кем проводится диагностика

Профориентационная диагностика

Педагог-психолог    Багаев  М. А.            

8-ые классы

 

Диагностика удовлетворенности выбранным учебным профилем

Педагог-психолог  

Багаев  М. А.           

9-ые классы

Мониторинг профильных предпочтений обучающихся

Ответственный за профориентацию   Магомадова  М. Б.

9-ые классы  

 

Цикл занятий «Первые шаги к самоопределению»

Педагог-психолог Багаев  М. А.            

6-ые классы

Информационно-развивающий цикл занятий «Профессиональное самоопределение»

Педагог-психолог  Багаев  М. А.                 

5 – 11-ые классы

Консультирование по результатам диагностик

 

Родители, классные руководители, учащиеся

5. Воспитательная работа

а) проведение классных и информационных часов по профориентации.

6. Посещения вузов  :

а)  январь -  ЧГПУ – программа для школьников   (знакомство с лабораторной базой, проведение опытов и экспериментов встреча со студентами и преподавателями); (11класс )

  «День открытых дверей»

Рекомендовано посещение учащимся и родителям.

 ЧГПУ, ЧГУ, технологический колледж,  педагогическое училище и т.д..

7. Сотрудничество 

а)   ЧГПУ

При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только  с обучающимися   9 классов. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

В школе отрабатывается система профориентационной работы, задачами которой являются: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда; научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) и реализующаяся согласно утвержденного плана на 2015-2016 учебный год. 

План состоял из таких разделов как: нормативно-правовое обеспечение, информационно-методическое и кадровое обеспечение, работа с родителями, работа с обучающимися.   .

Нормативно-правовое обеспечение- в начале 2015-2016 учебного года был утвержден план профориентационной работы , являющийся частью плана работы школы на текущий год, приказом директора от 01.09.2015 года № 85 назначен координатор по профориентационной работе и предпрофильному сопровождению обучающихся  9 классов. Информационно-методическое и кадровое обеспечение . В этом учебном году, по сравнению с предыдущими, данное направление приобрело особую значимость, администрация и педагогический коллектив  МБОУ « Майртупская  СШ№3» активно участвовали в   семинарах, форумах по профориентации.

С самого начала учебного годав школе была проведена организационная работа по профориентационной работе: оформлен стенд «Куда пойти учиться», обновлялась информация по средним профессиональным учебным заведениям, позволившая ознакомиться ученикам школы с условиями, сроками обучения, с профилями в средних школах и гимназиях,с особенностями отдельных профессий. В 9 классе организованы предпрофильные курсы по выбору, которые  ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению обучающихся относительно профиля обучения в старшей школе.

№ п/п

Название курса

ФИО учителя, должность 

Количество часов для изучения

1

 Твой выбор

Юнусова  З. И., Гамаева  Я. Н.,

           Кл.рук.9-х классов

9

2

 Выбор профессии-выбор жизненного пути

Багаев  М. А.,

психолог

9

3

 Лексические и морфологические средства художественной выразительности

 Магомадова  Ф. М.,

учитель русского языка и литературы

10

4

 Тайны квадратных уравнений

 Чараев  М. Х.,учитель математики и информатики

 

10

5

 Решение задач по химии

Бимарзаев  С- М. М.,учитель химии

10

6

 Решение нестандартных задач по физике

 Магомадова  М. Б.,учитель физики

10

7

 Рисуем на компьютере :средства работы с растровой графикой

Чараев  М. Х.,учитель 

математики и информатики

10

 

По каждому предпрофильному курсу разработаны рабочие программы, которые рассмотрены на заседаниях МО и приняты педагогическим советом.

 

Работа с родителями (законными представителями)

Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в 9 классе, во время индивидуальных консультаций- классный руководитель и педагог-психолог поднимали вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда.

 

Работа с обучающимися

Следует отметить, что профориентационная работа в школе  осуществляется начиная с 1 класса по 11 класс. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в  9 классах, включающая в себя:

Диагностика познавательных интересов и профессиональной направленности – в течение учебного года по плану.   Это и диагностическая работа  по изучению личностных особенностей и профессиональных склонностей обучающихся  9 классов, определению сфер профессиональных предпочтений обучающихся, что позволяет своевременно выявлять трудности в профессиональном самоопределении школьников, а также проблемы личностного характера.

Основными направлениями профориентационной работы с обучающимися  в школе являются:

- Профессиональная информация.

- Профессиональное воспитание.

- Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов.           

Профессиональное консультирование - изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.    Данную работу осуществлял педагог-психолог  Багаев  М. А.

 

4. Обеспечение условий для формирования социально-экономического профориентационного пространства школы .

На школьном сайте  своевременно и регулярно отражались все происходящие в школе события профориентационной направленности( разделы  «Организация воспитательного процесса» и «Новости»).

 

   Подводя  итоги  профориентационной  работы  в  МБОУ « Майртупская  СШ №3» за 2015-2016 учебный год по февраль-месяц,   можно  сделать  выводы:

В   МБОУ « Майртупская  СШ №3» ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества. План профориентационной  работы реализован на достаточном уровне. В организации профориентационной деятельности с обучающимися  используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.

 

16.01.2016 г.

Заместитель директора по УВР,                                                               М. Б. Магомадова

координатор профориентационного

сопровождения предпрофильной подготовки