Отчет о проводимой работе по профориентации учащихся
МБОУ « Майртупская СШ №3»
Отчет о проводимой работе по профориентации учащихся
МБОУ « Майртупская СШ №3»
Отчет о проводимой работе по профориентации учащихся
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи. В связи с вышеизложенным, задачами профориентационной работы в школе являются:
1. Оказание помощи школьникам в решении профессионального самоопределения;
2. Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.
Основными направлениями работы с учащимися и их родителями в нашей школе являются:
1. Информирование учащихся о профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства, пропаганда востребованных на рынке труда профессий;
2. Изучение с привлечением специалистов и с использованием современных методов и средств диагностики профессионально важных качеств школьников;
3. Коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога, консультации учащихся по вопросам выбора профессии;
4. Организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с профессиями и организацией труда;
5. Организация встреч с представителями учебных заведений;
6. Организация совместных мероприятий с вузами и колледжами, с которыми заключен договор о сотрудничестве;
7. Посещения дней открытых дверей учебных заведений;
8. Работа с родителями включает в себя выступления представителей вузов/колледжей,
педагога-психолога, классных руководителей. Отчет о выполнении плана работы по профориентации
1. Организационно-педагогическая работа
а) разработка системы работы школы по профориентации учащихся;
б) информирование учащихся о системе среднего и высшего профобразования;
в) организация посещений вузов и колледжей;
г) организация встреч учащихся с представителями вузов и колледжей;
10-11 классы с представителями:
Чеченский государственный педагогический университет: рассказ о факультетах вуза.
8-9 классы с представителями:
Технологического колледжа : выступление «Обучение в колледже: система колледж-вуз
2. Научно-методическая работа
Подготовка и организация занятий с учащимися школы педагога-психолога
3. Информационное обеспечение учащихся
а) консультирование учащихся по результатам профориентационных диагностик;
б) индивидуальные беседы с «трудными» подростками . 4. Психолого-педагогическая поддержка
Цель диагностики
Кто проводит диагностику
С кем проводится диагностика
Профориентационная диагностика
Педагог-психолог Багаев М. А.
8-ые классы
Диагностика удовлетворенности выбранным учебным профилем
Педагог-психолог
Багаев М. А.
9-ые классы
Мониторинг профильных предпочтений обучающихся
Ответственный за профориентацию Магомадова М. Б.
9-ые классы
Цикл занятий «Первые шаги к самоопределению»
Педагог-психолог Багаев М. А.
6-ые классы
Информационно-развивающий цикл занятий «Профессиональное самоопределение»
Педагог-психолог Багаев М. А.
5 – 11-ые классы
Консультирование по результатам диагностик
Родители, классные руководители, учащиеся
5. Воспитательная работа
а) проведение классных и информационных часов по профориентации.
6. Посещения вузов :
а) январь - ЧГПУ – программа для школьников (знакомство с лабораторной базой, проведение опытов и экспериментов встреча со студентами и преподавателями); (11класс )
«День открытых дверей»
Рекомендовано посещение учащимся и родителям.
ЧГПУ, ЧГУ, технологический колледж, педагогическое училище и т.д..
7. Сотрудничество
а) ЧГПУ
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися 9 классов. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
В школе отрабатывается система профориентационной работы, задачами которой являются: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда; научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности) и реализующаяся согласно утвержденного плана на 2015-2016 учебный год.
План состоял из таких разделов как: нормативно-правовое обеспечение, информационно-методическое и кадровое обеспечение, работа с родителями, работа с обучающимися. .
Нормативно-правовое обеспечение- в начале 2015-2016 учебного года был утвержден план профориентационной работы , являющийся частью плана работы школы на текущий год, приказом директора от 01.09.2015 года № 85 назначен координатор по профориентационной работе и предпрофильному сопровождению обучающихся 9 классов. Информационно-методическое и кадровое обеспечение . В этом учебном году, по сравнению с предыдущими, данное направление приобрело особую значимость, администрация и педагогический коллектив МБОУ « Майртупская СШ№3» активно участвовали в семинарах, форумах по профориентации.
С самого начала учебного годав школе была проведена организационная работа по профориентационной работе: оформлен стенд «Куда пойти учиться», обновлялась информация по средним профессиональным учебным заведениям, позволившая ознакомиться ученикам школы с условиями, сроками обучения, с профилями в средних школах и гимназиях,с особенностями отдельных профессий. В 9 классе организованы предпрофильные курсы по выбору, которые ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению обучающихся относительно профиля обучения в старшей школе.
№ п/п
Название курса
ФИО учителя, должность
Количество часов для изучения
1
Твой выбор
Юнусова З. И., Гамаева Я. Н.,
Кл.рук.9-х классов
9
2
Выбор профессии-выбор жизненного пути
Багаев М. А.,
психолог
9
3
Лексические и морфологические средства художественной выразительности
Магомадова Ф. М.,
учитель русского языка и литературы
10
4
Тайны квадратных уравнений
Чараев М. Х.,учитель математики и информатики
10
5
Решение задач по химии
Бимарзаев С- М. М.,учитель химии
10
6
Решение нестандартных задач по физике
Магомадова М. Б.,учитель физики
10
7
Рисуем на компьютере :средства работы с растровой графикой
Чараев М. Х.,учитель
математики и информатики
10
По каждому предпрофильному курсу разработаны рабочие программы, которые рассмотрены на заседаниях МО и приняты педагогическим советом.
Работа с родителями (законными представителями)
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в 9 классе, во время индивидуальных консультаций- классный руководитель и педагог-психолог поднимали вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда.
Работа с обучающимися
Следует отметить, что профориентационная работа в школе осуществляется начиная с 1 класса по 11 класс. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в 9 классах, включающая в себя:
Диагностика познавательных интересов и профессиональной направленности – в течение учебного года по плану. Это и диагностическая работа по изучению личностных особенностей и профессиональных склонностей обучающихся 9 классов, определению сфер профессиональных предпочтений обучающихся, что позволяет своевременно выявлять трудности в профессиональном самоопределении школьников, а также проблемы личностного характера.
Основными направлениями профориентационной работы с обучающимися в школе являются:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов.
Профессиональное консультирование - изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Данную работу осуществлял педагог-психолог Багаев М. А.
4. Обеспечение условий для формирования социально-экономического профориентационного пространства школы .
На школьном сайте своевременно и регулярно отражались все происходящие в школе события профориентационной направленности( разделы «Организация воспитательного процесса» и «Новости»).
Подводя итоги профориентационной работы в МБОУ « Майртупская СШ №3» за 2015-2016 учебный год по февраль-месяц, можно сделать выводы:
В МБОУ « Майртупская СШ №3» ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества. План профориентационной работы реализован на достаточном уровне. В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.
16.01.2016 г.
Заместитель директора по УВР, М. Б. Магомадова
координатор профориентационного
сопровождения предпрофильной подготовки