Описание инновационного педагогического опыта учителя географии МБОУ «Майртупская СОШ№3» Курчалоевского муниципального района Все знают, что образование – часть духовной культуры общества, система передачи молодому поколению культурных ценностей со множеством задач современности и установкой на будущее. Традиционно главная задача образования понималась как формирование в сознании детей установленной системы знаний о мире по всем предметным областям. Но в последние десятилетия мир очень изменился. Я вижу¸ что дети стали другими, и понимаю, что иными стали и задачи учителя – не научить, а побудить; не оценить, а проанализировать. Я, как учитель, становлюсь организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Основополагающими стали для меня развивающее обучение и личносто-ориентированный подход в обучении и воспитании. Безусловно, на первом плане – личность ученика. Я готовлю ребят к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, учу их принимать решения и доводить их до исполнения. Уверен, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Особое внимание уделяю такому аспекту, как мотивационный аспект. В этом мне помогает использование инновационных технологий, которые позволяют усилить мотивацию учения благодаря не только новизне методики деятельности на уроке, но и возможности регулировать предъявляемые задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. К таким технологиям относятся интерактивные технологии. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучаемых. С помощью интерактивных технологий веду учет индивидуальных особенностей и активизирую учебный и воспитательный процесс. Структура интерактивного урока требует от меня включение конкретных приемов и методов, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Так на уроках я создаю ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняю содержание общения, жизненными проблемами учащихся, создавая ситуации учения в которых учащиеся взаимодействуют с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания географии, объективно-ориентированных программных систем; текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы, которые использую в своей работе; мультимедийные учебники, позволяют мне формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру. В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. А так же включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку, которую ставит ему компьютер. В случае неудовлетворительной оценки, обучающийся здесь же самостоятельно находит правильные решения. Интерактивные технологии помогают поддерживать интерес школьников к географии, помогают организовать их самостоятельный систематический труд, дают знания и навыки владения способами группового и индивидуального обучения. Деловая экологическая игра “Суд идет” при изучении темы “Природа районов России” в ходе общения подводит обучаемых к необходимости выработать самостоятельно нормы и правила охраны природы родного края. Использование в содержании географического образования традиций и обычаев народа, позволяет раскрывать перед учащимися пути рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, что служит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам, как родного края, так и всей Земли. Интерактивные технологии я применяю и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также во время обобщения и контроля, интегрированных уроках. Были проведены уроки совместно с учителями литературы, физики, химии, биологии. Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций, внедрять их в свою работу, нахожу новые технологии, приемлемые для сельской школы. Язык географии – карта. География без номенклатуры – это не география. И снова нам на помощь приходит компьютер и интерактивные карты, которые позволяют легко и быстро проверить знание учащимися номенклатуры по изучаемой теме. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности. Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется очень часто. В девятом классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. Такие задания даются детям на весь период изучения отраслей экономики. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы. При изучении темы «Гидросфера» в 6 классе, дети обозначают речные системы, продумывают то, какой режим и тип питания будет в этих реках, обозначают крупные озера, продумывают, какое происхождения они будут иметь. Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка. Результатом своей деятельности считаю прочные знания учащихся по географии. За последние годы качество знаний по предмету составляет 60-75%. В 2011-2012 учебном году моя ученица 11-го класса заняла первое место в республиканской олимпиаде по географии. |